Чинары рубят – память о Российской “оккупации” в щепки. А в итоге?

Чинары

“Живите долго, как наша чинара!”
Узбекская поговорка.

Введение

Ташкент и многие областные центры Узбекистана были украшены великолепными, вековыми, огромными и тенистыми деревьями – чинарами. Во всем мире их знают, как платаны. Чинары были посажены во второй половине XIX века русскими людьми, приехавшими на постоянное место жительства (ПМЖ по современному) в Туркестанский край, в который входила и территория современного Узбекистана. В этом материале пойдёт речь об Узбекистане.

Думаю, что увидев и почувствовав жаркий, сухой климат, русские люди, заселявшие в те далёкие города разрозненных ханств и эмиратов будущего Узбекистана, нашли два способа спасения от нестерпимой жары: проложить каналы, арыки, в которые пустили прохладную воду с окрестных гор Тянь-Шаня и засадить берега водоёмов тенистыми чинарами.




В городах, в которых селились русские люди, создавались места их компактного проживания, так называемые “Новые города”. В этих местах осуществлялась планировка европейского типа, вдоль улиц которых прокладывались каналы и арыки, засаженные чинарами – платанами.
К развалу Советского Союза, все центры крупных городов и районные, и областные,  были защищены от знойного летнего солнца тенью от раскидистых крон вековых чинар, под которыми журчала прохладная, свежая вода.
Можно образно сказать, что именно эти прохладные оазисы в жарких городах Узбекистана и были подарками русских людей из прошлого, будущим жителям современного Узбекистана. Многих поколений людей, освоивших и всесторонне развивших этот край, за более чем полуторавековую историю страны.
С горечью и сожалением расскажу,  как распорядились этим драгоценным наследием за время независимости Республики Узбекистан. Увы, чинары – это не единственное наследие, которым не смог распорядиться независимый Узбекистан, но и образование, медицина требуют отдельного рассмотрения. А на этой странице поговорю о судьбе чинар.

К началу страницы

Чинары (платаны) живут до двух тысяч лет

И действительно, это не шутка – имеются платаны, возраст которых уже перевалил за две тысячи лет. Высота дерева и размер его кровли и ствола достигают огромных значений. Я сам видел чинару, в стволе которого был организован небольшой учебный класс на 20 детей. Это в кишлаке Сайроб Сурхандарьинской области.

Две чинары в кишлаке Сайром Сурхандарьинской области
Две чинары в кишлаке Сайром Сурхандарьинской области. Фото: Коммерсантъ / Юлия Галушина.

Моя дочка рассказала мне, что чинару в народе ещё называют “Бесстыдница” за то, что они периодически сбрасывают кору, как бы раздеваясь и обнажаясь.
Это с одной стороны, а с другой, в народе огромные, долгоживущие чинары почитаются как святые деревья, а места их произрастания считаются святыми. К этим деревьям ходит столько паломников, что возле одной из них в горах Западного Тянь-Шаня  даже построили мечеть.

Святая Чинара в Западном Тянь-Шане
Святая Чинара в Западном Тянь-Шане в окружении паломниц. Фото: Коммерсантъ / Юлия Галушина

Массовая вырубка чинар с 2009 года

Люди были в шоке, когда непонятные лесорубы в жёлтых спецодеждах, не обращая ни на кого внимания, начали вырубать красивейшие, могучие, вековые чинары. Попытки что-то выяснить не давали результатов – чинарорубы, вооружённые мощной техникой тупо продолжали своё нелицеприятное дело. И это началось практически одновременно по всему независимому Узбекистану. Первая мысль, которая пришла в голову – начали избавляться на общегосударственном уровне ещё от одной памяти, о так называемом времени “оккупации”. Как уже успешно провели акции по избавлению от кириллицы, русского языка в учебных заведениях, учебников на русском языке, географических названий, названий городских улиц и …. Очередь дошла до ещё одного наследия “оккупантов” – вековых чинар. Не обошли стороной вековые дубы и карагачи. И самым заметным в борьбе с чинарами оказался Ташкентский сквер. С него и начну.

Ташкентский сквер

Чинары в Сквере Амира Тимура (Революции) до вырубки
Чинары в Сквере Амира Тимура (Революции) до вырубки

В настоящее время носит имя Амира Темура. К этому имени сквер “шёл” почти полтора века. От своего основания в 1882 году, под именем Константиновский сквер, который располагался перед зданием штаба Туркестанского военного округа. Сквер был разбит по инициативе Черняева, по проекту архитектора Ульянова, на пересечении двух центральных улиц нового города – Московского и Кауфмановского проспектов.
В мае 1913 года, в центре сквера был воздвигнут памятник генерал-губернатору Константину Петровичу фон Кауфману (умер 4 мая 1882 года), работы скульптора Шлейфера и центральная площадь нового города была переименована в сквер имени Кауфмана.
Сквер менялся сам и изменялось его  названи,е вслед за историческими событиями, проносившимися над сквером. После революции 1917 года памятник Кауфману был демонтирован, однако гранитный постамент, на котором находился памятник, остался. На постамент водрузили знамя, а вокруг установили пушки, отбитые в крепости во время октябрьских событий. Эта композиция была названа “Памятник борцам революции”, а сам сквер получил название Сквер Революции.
В конце 40-х годов, в центре Сквера Революции был поставлен памятник И.В. Сталину, работы скульптора Меркурова. В 1961 году памятник Сталину был демонтирован.
5 мая 1968 года по проекту скульптора Рябичева в Сквере Революции была установлена огромная голова Карла Маркса, благодаря развевающейся шевелюре и общей форме напоминающая факел. Памятник – голова К. Маркса стал одним из самых выразительных и запоминающихся ташкентских памятников. Памятник пережил развал СССР, обретение независимости и был демонтирован только в 1993 году.
31 августа 1994 года, сквер был переименован в Сквер Амира Тимура, а в центре был поставлен памятник – бронзовый монумент “Амир Тимур на коне,” работы скульптора Джаббарова.
С целью борьбы с такими пороками, как проституция и праздное времяпровождение, в Сквере Амира Тимура, городскими властями были ликвидированы все питейно-развлекательные заведения, находившееся в нём — кафе «Дружба» и несколько кафе-мороженых, а также павильон по продаже цветов — «Мавританский павильон».

Чинара в Сквере Амира Тимура (Революции) до вырубки
Чинара в Сквере Амира Тимура (Революции) до вырубки. Ей бы жить и жить до тысячи лет.

В ноябре 2009 года величественные деревья – чинары, многим из которых насчитывали более 100 лет и которые являлись символом сквера, были вырублены по решению властей, якобы в связи с комплексными мероприятиями по реконструкции Сквера Амира Тимура, территории вокруг него и обновлению зеленых насаждений. А в народе считают, что древесина чинаров пошла на развитие мебельного бизнеса высокопоставленных чиновников.

Чинары в Сквере Амира Тимура (Революции), вырубленные на мебель
Чинары в Сквере Амира Тимура (Революции), вырубленные на мебель

Вырубка красавцев-чинар в Фергане

Ещё не спиленные чинары на ферганской улице
Ещё не спиленные чинары на ферганской улице

В Фергане с разрешения городских властей были срублены практически все платаны, многие из которых посажены более ста лет назад. Примечательно, что во времена Советского Союза на многие подобные деревья вешали таблички с указанием возраста дерева и его названия на латыни с обязательным упоминаем, что растение охраняется государством. И вот наступили времена, когда само же государство взяло обратный курс.

Спиленные чинары на улице Ферганы
Спиленные чинары на улице Ферганы

Версии причин массовой вырубки чинаров

Народу бы понять, зачем вырубали прекрасные деревья-чинары в 2009 году по всему Узбекистану, и в Ташкенте, и в Фергане, и…. Версий много: от финансовой до идеологической и даже антитеррористической. Перечислю лишь несколько самых ходовых в народе версий.
Версия 1. Писали, что тогдашний премьер-министр Узбекистана Шавкат Мирзиёев, положил глаз на вековые деревья, так как владел мебельным производством, которому требовалась добротная древесина. И поэтому извели не только чинары в сквере, но и те, что росли рядом с издательским комплексом «Шарк», гостиницей «Узбекистан», и даже на мусульманском кладбище Минор, в центре Ташкента. На самом известном мусульманском кладбище, на котором без хорошей «крыши», то есть без высокого покровительства даже кустарник, не то что дубы с чинарами никто бы не тронул.

Волна вырубки чинар, дубов и карагачей накрыла кладбища
Волна вырубки чинар накрыла кладбища

Версия 2. Радио «Озодлик» (узбекская служба Радио Свобода) сообщило, что причина массовой вырубки чинар в Ташкенте, Самарканде, Фергане, других крупных городах республики, видимо, связана с тем, что у местных нуворишей – богачей вошёл в моду паркет из этих деревьев.

Очередная массовая вырубка чинар
Очередная массовая вырубка чинар на паркет.

Версия 3. Ещё писали, что инициатива вырубки чинар принадлежит непосредственно президенту Исламу Каримову, который, как поговаривают, считал, что чинары ядовитые, что у его любимой жены от них аллергия и поэтому хорошо бы от них избавиться.
Версия 4. Вырубка ташкентского сквера явилась делом сугубо идеологическим – ради открытия вида на помпезный дворец Форумов и конную статую Тимура.
Версия 5. Чтобы злодеи-террористы среди деревьев не прятались, когда президент Ислам Каримов будет мимо в свою загородную резиденцию в Дурмени проезжать.

Экологические последствия вырубки деревьев

Принцип работы дерева заключается в простой формуле:

Чем больше крона дерева, тем больше кислорода в городе, тем меньше пыли в воздухе“.

Взрослое дерево питается грунтовыми водами и испаряет влагу через листья. Под давлением влаги пыль оседает на землю. Многие деревья притягивают к себе пыль, и лучше всего это делают широколистные деревья, в отличие от хвойных. В пыли винят стройки, и  это правда. Но самый главный враг, которого не хотят признавать, это уничтожение деревьев, путём их прямой вырубки и  варварской обрезки с последующей вырубкой, когда дерево засохнет благодаря такой обрезке.
Ученые выявили, что посадка  вместо вырубленных платанов таких нехарактерных для Узбекистана растений, как некоторые сорта кипарисовых и японская криптомерия, которые используются в ландшафтном дизайне, являются аллергенами. Особенно для более молодых людей.

Качество воздуха в Узбекистане

По показателям качества воздуха Узбекистан в 2020 году занял почётное четвёртое место, только снизу – 177 место среди 180 стран мира. В индексе экологической результативности Йельского университета, уже весь Узбекистан оценён, как обладающий очень низким качеством воздуха. Позади нас только Непал, Индия и Пакистан. Согласно этому исследованию, качество воздуха в Узбекистане примерно вдвое хуже, чем в Зимбабве и Казахстане, в три раза хуже, чем в Алжире и Иране. В Узбекистане в списке причин на ведущем месте находится уничтожение зелёных зон и парков с их тенистыми, раскидистыми чинарами.

Заключение

Ташкент 2005 и 2020 год
Ташкент 2005 и 2020 год. Куда подевался город – сад?

Как улучшить качество воздуха и перестать дышать самым грязным воздухом в мире? Первое, самое простое и доступное действие, которое нужно сделать – больше не рубить деревья!
Сажать деревья — это хорошо. Но саженцы не всегда компенсируют пользу, которую приносили срубленные взрослые лиственные деревья, так как у молодой поросли нет развитой кроны и они выделяют меньше кислорода. Новые посадки, в последующие два десятилетия, не обеспечат того очищения воздуха и благоприятного влияния на микроклимат, которое давали взрослые лиственные деревья. Для улучшения климата, важно сохранять существующие деревья, а не заменять их множеством новых саженцев.

Судьба чинар Узбекистана – это так символично.

Источники

От земли чинаров в страну чахлых елочек.
А вокруг терема.
Чинары Узбекистана
tashkentography
Сквер Революции, какие истории в памяти хранили вековые платаны посаженые почти 2-а века назад. Ташкент
Сад, который мы теряем
Деревья ценою в жизнь




К началу страницы